Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: http://rep.btsau.edu.ua/handle/BNAU/1620
Повний запис метаданих
Поле DCЗначенняМова
dc.contributor.authorБудугай, Ольга Дмитрівна-
dc.contributor.authorBuduhai, Olha-
dc.contributor.authorБудугай, Ольга Дмитриевна-
dc.date.accessioned2018-11-26T10:38:52Z-
dc.date.available2018-11-26T10:38:52Z-
dc.date.issued2007-11-11-
dc.identifier.citationБудугай О.Д. Пригодницько-шкільна повість для дітей 1960-1980-х років: жанрові особливості (О.Огульчанський, Б.Комар, А.Давидов): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд.. філол.. наук: [спец.] 10.01.01 "Українська література" / Ольга Дмитрівна Будугай; М-во освіти і науки України ; Херсонський державний університет. – Херсон, 2007. – 20 с.uk_UA
dc.identifier.urihttp://rep.btsau.edu.ua/handle/BNAU/1620-
dc.descriptionGenre peculiarities of not well investigated varieties of the adventure and school novel in henology have been defined on world outlooking, aesthetic, image, chronotype and linguistic levels. At first the term «adventure and school novel» has been offered regarding Ukrainian and foreign formation traditions of this genre peculiarity, and also typological resemblance of novels. The analysis of adventure and school novels has been made in the context of Ukrainian literary process of the 1960s-1980s. The creative works of O. Ohulchansky, B. Komar, A. Davydov have not been thoroughly investigated on historical and literature levels. Modern reinterpreting of adventure and school novels of the 1960s-1980s has been carried out in the contents of the specifics of Ukrainian mentality. The consideration of the adventure and school novel as dialogue prose for children and pedagogy has been deepened. On the base of archive materials analysis certain facts of life and creative work of children’s writers have been clarified. The history of writing and edition of not well-known novels and, their role in the Ukrainian literary process have been revealed. Reader’s reception specifics of the investigated novels has been determined and analyzed. The development tendency of the given genre variety in modern literary process has been outlined. Previous literature investigation results of Ukrainian and foreign scientists who touched certain aspects of genre theory study, genre peculiarities of middle prose have been systematized and supplemented in the thesis.uk_UA
dc.description.abstractУ дисертації на світоглядному, естетичному, композиційно-сюжетному, образному, хронотопічному й мовностилістичному рівнях визначено жанрові особливості малодослідженого в генології різновиду пригодницько-шкільної повісті. Уперше запропоновано термін «пригодницько-шкільна повість» із урахуванням при його обґрунтуванні українських і зарубіжних традицій формування цього жанрового різновиду, а також типологічної спорідненості повістей. У контексті українського літературного процесу 1960-1980-х років зроблено аналіз пригодницько-шкільних повістей для дітей О. Огульчан¬ського, Б. Комара, А. Давидова, творчість яких ще не була предметом ґрунтовних історико-літературних студій. Здійснено сучасну реінтерпретацію пригодницько-шкільних повістей 1960-1980-х років, в ідейному змісті яких втілені загальнолюдські цінності й специфіка української ментальності. Поглиблено розгляд пригодницько-шкільної повісті як діалогу прози для дітей і педагогіки. На підставі аналізу архівних матеріалів уточнено окремі факти життя і творчості дитячих письменників, висвітлено історію написання та видання маловідомих повістей, їх роль в українському літературному процесі. Виявлено й проаналізовано специфіку читацької рецепції досліджуваних повістей. Окреслено тенденцію розвитку зазначеного жанрового різновиду в сучасному літературному процесі. У дисертації систематизовано й доповнено результати попередніх літературознавчих досліджень вітчизняних та зарубіжних науковців, присвячених окремим аспектам вивчення теорії жанрів, жанрових різновидів середньої прози. В диссертации на мировоззренческом, эстетическом, композиционно-сюжетном, образном, хронотопическом и лингвостилистическом уровнях определены жанровые особенности малоисследованной в генологии разновидности приключенческо-школьной повести. Обозначены роль и место приключенческо-школьной повести в системе жанров украинской литературы для детей 1960-1980-х годов. Впервые предложен термин «приключенческо-школьная повесть» с учётом при его обосновании украинских и зарубежных традиций формирования этой жанровой разно-видности, а так же типологического родства повестей. С целью сопостав¬ления украинской и зарубежных традиций формирования и развития приключенческо-школьной повести рассмат-риваются отдельные художе¬ствен¬ные тексты и критические материалы о произведениях для детей ряда литератур: австрийской, армянской, болгарской, венгерской, казахской, латышской, литовской, польской, русской и др. Особенно результативным оказалось обращение к прозе А. Алексина, Ц. Ангелова, К. Апостолова, Ю. Вяземского, В. Железникова, В. Крапивина, А. Лукса, К. Нестлингер, В. Рачицкаса, Д. Ринкуле-Земзаре, К. Симоняна, Б. Сокпакбаева, З. Эргле и др. В контексте украинского литературного процесса 1960-1980-х годов сделан анализ приключенческо-школьных повестей для детей О. Огуль-чанского, Б. Комара, А. Давидова, творчество которых еще не было пред-метом основательных историко-литературных исследований. Осуществлена современная реинтерпретация приключенческо-школьных повестей 1960-1980-х годов, в идейном содержании которых воплощены общечеловеческие ценности и специфика украинской ментальности (творческий индиви¬дуа¬лизм, эмоциональность, антеизм, кордоцентризм). Показано, как в подтекстовой аксиологичной иерархии акцентируются извечные ценности украинцев, перекликающиеся с христианской добродетелью. Феномен единства мира природы и мира детства трактуется в диссертации проявлением антеизма героев. Углублено рассмотрение приключенческо-школьной повести как диалога прозы для детей и педагогики. На основании анализа архивных материалов уточнены отдельные факты жизни и творчества детских писателей, отражена история написания и издания малоизвестных повестей, их роль в украинском литературном процессе. Очерчены механизмы влияния приключенческого элемента на фабулу, композицию и специфику развития сюжета повестей О. Огульчанського, Б. Комара, А. Давидова. Уточнен термин «приключение», впервые предло-жена классификация типов приключений в прозе для детей. Анализируются такие характерные мотивы повестей, как раскрытие тайны природы или человека, переживание неожиданности, поиски и находки, испытание героев трудностями путешествия или жизненными неурядицами и т. д. Актуализируется фантастический элемент. Показана роль внесюжетных компонентов повести. В диссертации определена хронотопическая и лингвостилистическая специфика приключенческо-школьных повестей на конкретных примерах с творческого наследия О. Огульчанського, Б. Комара та А. Давидова. С этой целью детально проанализованы повести О. Огульчанского «Как спят дельфины», Б. Комара «Пчелиный мед», А. Давидова «Голубой патруль». Впервые предложена классификация типов образов взрослых в прозе для детей. Показано своеобразие характеростроения образов детей и взрослых. Определена и проанализирована специфика читательской рецепции исследуемых повестей. Очерчена тенденция развития данной жанровой разновидности в современном литературном процессе. В диссертации систематизировано и дополнено результаты предыдущих литературоведческих исследований отечественных и зарубежных учёных, посвящённых отдельным аспектам изучения теории жанров, жанровых разновидностей средней прозы.uk_UA
dc.language.isoukuk_UA
dc.publisherХерсонський державний університетuk_UA
dc.subjectжанрові особливостіuk_UA
dc.subjectпригодницько-шкільна повістьuk_UA
dc.subjectавторuk_UA
dc.subjectгеройuk_UA
dc.subjectконфліктuk_UA
dc.subjectобразuk_UA
dc.subjectхронотопuk_UA
dc.subjectмотивuk_UA
dc.subjectчитачuk_UA
dc.subjectдіалогuk_UA
dc.subjectgenre peculiaritiesuk_UA
dc.subjectadventural-school noveluk_UA
dc.subjectauthoruk_UA
dc.subjectcharacteruk_UA
dc.subjectconflictuk_UA
dc.subjectimageuk_UA
dc.subjectchronotopeuk_UA
dc.subjectmotiveuk_UA
dc.subjectreaderuk_UA
dc.subjectdialogueuk_UA
dc.subjectжанровые особенностиuk_UA
dc.subjectприключенческо-школьная повестьuk_UA
dc.subjectавторuk_UA
dc.subjectгеройuk_UA
dc.subjectконфликтuk_UA
dc.subjectобразuk_UA
dc.subjectхронотопuk_UA
dc.subjectмотивuk_UA
dc.subjectчитательuk_UA
dc.subjectдиалогuk_UA
dc.titleПригодницько-шкільна повість для дітей 1960-1980-х років: жанрові особливості (О.Огульчанський, Б.Комар, А.Давидов)uk_UA
dc.title.alternativeThe Adventure and School Novel for Children of the 1960s- 1980s: Genre Peculiarities (O. Ohulchansky, B. Komar, A. Davydov).uk_UA
dc.title.alternativeПриключенческо-школьная повесть для детей 1960-1980-х годов: жанровые особенности (О. Огульчанский, Б. Комар, А. Давидов)uk_UA
dc.typeАвторефератuk_UA
dc.identifier.udc821.161.2 – 93.091 «1960/1980»uk_UA
Розташовується у зібраннях:Наукові публікації

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
Pryhodnytsko-shkilna.pdf623,95 kBAdobe PDFПереглянути/Відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.